Грамотное резюме начинается с того, что оно создается под конкретную вакансию. Составление такого документа очень похоже на создание портрета в живописи. В обоих случаях необходимо непосредственно наблюдать объект, с которого пишется портрет. В случае с картиной это будет человек, а в случае с резюме это компания, вакансия которой вас заинтересовала. Поэтому, чтобы составить резюме, бьющее точно в цель, необходимо держать образ потенциального работодателя перед глазами. Другими словами, необходимо знать о работодателе чуть больше, чем может предоставить объявление о вакансии. Для этого необходимо собрать о нем дополнительную информацию.
Чем могут помочь дополнительные сведения? Основная цель, которую вы преследуете своим резюме, — акцентировать внимание работодателя именно на тех сторонах вашего профессионального опыта, в которых он сейчас нуждается. Лучше всего это получается делать, когда вы ближе знакомы с самой компанией. Вам уже будет известно, что в первую очередь ценится работодателем и что вам необходимо подчеркнуть в вашем резюме.
Общение между соискателем и работодателем происходит в той сфере, где уместны лишь категории достижений и потерь, это — бизнес-среда. Каким бы это циничным ни казалось это утверждение, но это так, и, к сожалению, не в наших силах как-то изменить эту ситуацию. Однако понимание этого факта позволяет вывести ваше общение с кадровыми службами работодателей на совершенно новый уровень, который дает возможность подготовленному соискателю добиваться большего, при том же объеме профессионального опыта. О чем же идет речь?
Небольшое лирическое отступление... Говорят, настоящее понимание красоты возникает тогда, когда вы смотрите на что-то глазами человека, которому что-либо кажется прекрасным. Исключительно важную роль играет то, что любая организация всегда нацелена на выполнение какой-либо деятельности и подчинена задачам этой деятельности.
Одно и то же качество соискателя может восприниматься по-разному, в зависимости от того, какую задачу ставит перед собой конкретная организация. Даже на одной и той же должности могут быть разные приоритеты в работе. Содержание вашего резюме определяется главным образом не вашим опытом и знаниями, а поставленной перед компанией задачей, ее текущими приоритетами, спецификой ее деятельности и методами ведения бизнеса. Понимание этой идеи — основа для эффективного взаимодействия с работодателем и использования ваших профессиональных качеств и достижений в вашем резюме на полную мощность. Эффективность такого документа в десятки раз выше!
Необходимо найти общие точки соприкосновения интересов.
Простой пример: когда десять разных людей услышат слово «автомобиль», о чем подумают эти люди? Каждый человек в этот момент будет думать о своем автомобиле или том, который он хорошо знает. Здесь нет общей почвы для взаимодействия. Владельцы внедорожников будут думать именно о них, владельцы малолитражек - о своих автомобилях. Кроме этого, общение еще может усложняться тем, что некоторые люди вообще могут не иметь автомобиля или относиться к ним негативно. Обсуждение преимуществ вашей машины может не иметь никакого отношения к владельцу мотороллера или катера.
Этот пример хорошо описывает то, как происходит составление большинства резюме. Добрая половина того, о чем в них написано, не представляет интереса для конкретного работодателя. HR-специалисты это видят сразу, а вот ищущие работу не всегда. У рекрутера создается впечатление, что соискатель не совсем понимает специфику предлагаемой работы и возникает недопонимание, которое ведет к игнорированию кандидатуры соискателя.
Тем не менее, чтобы улучшить общение в приведенном примере, следовало бы сообщить, какого типа и какой марки ваше транспортное средство, какого оно цвета, года выпуска, сколько потребляет бензина и так далее. Необходимо затронуть общие моменты с работодателем. Необходимо доказать, что ваш опыт будет наиболее полезен. Другими словами, ваши характеристики не меняются — ваша машина все та же, но то, что изменилось, это ее полезность, которая зависит от текущего положения дел в компании. Смысл в грамотно расставленных акцентах в вашем резюме. Одна-единственная характеристика вашего опыта может иметь множество «полезностей», которые могут быть привязаны к текущим потребностям компании.
Таким образом, при изучении компании и ее вакансии вам нужно обращать внимание не на то, что компании нужен бухгалтер, менеджер или тракторист, а на то, какой именно работник ей нужен. Это две большие разницы.
Еще один весомый аргумент в пользу внимательного подхода к изучению компании и ее предложения. Лучше изначально отсылать резюме в подходящую вам компанию, чем ходить на все подряд собеседования в организации, которые заведомо вам не подходят, и получать отказы. Это поможет вам более прямым и быстрым путем достичь цели — устроиться на отличную работу.
Изучение работодателя лучше всего начать со знакомства с его корпоративным сайтом. Сегодня каждая серьезная компания уже имеет свое интернет-представительство. Обычно в объявлении о вакансии указано название организации. По этому названию вы легко сможете найти сайт компании через поисковую систему. В случае если название организации явно не указано, часто его можно выяснить, обратив внимание на адрес электронной почты в объявлении.
Как найти сайт компании по адресу электронной почты.
Корпоративный сайт – богатый информационный источник для соискателя. На нем вы всегда можете найти дополнительную информацию. В первую очередь следует обратить внимание на то, чем занимается предприятие, и оценить, насколько хорошо вы сможете выполнять предложенную вам работу. Дополнительно будет полезно изучить упоминания о компании в прессе, тематических форумах отрасли, в которой работает компания, и других независимых источниках в Интернете.
Еще один важный источник информации — социальные сети и блоги. Чем компания крупнее, тем больше вероятности, что вы найдете о ней упоминания. Если вы зарегистрированы в каких-либо из социальных сетей («Одноклассники», «Вконтакте» или других), то произведите поиск в них по названию компании. Часто может оказаться, что неофициальные страницы работников содержат ценную с точки зрения трудоустройства информацию. Кроме того, вы можете связаться с кем-либо из них и задать интересующий вас вопрос.
Еще раз о теме «кадрового голода», которую мы затрагивали ранее. Посредственных кандидатов очень много, но и специалисты в своем деле не могут получить достойную работу, потому что не знают, как грамотно продемонстрировать свои преимущества и выгодные отличия от «средненьких» кандидатов. Дьявол кроется в том, что HR-специалист, как правило, не является профессионалом в той области, в которой силен кандидат. Отбор ведется по формальным признакам, на основании заявки от руководителя отдела, в который требуется сотрудник.
Для рекрутера и профессионал, и «средненький» кандидат выглядят одинаково. Поэтому умение грамотно представить себя в резюме является вашим большим преимуществом. По сути, вам просто нужно отразить как в зеркале (и даже чуть больше) объявление о вакансии. А отражать ваш документ должен в первую очередь самые значимые моменты объявления о вакансии. Это и будут те «полезности», которые так необходимы работодателю от вашего потенциального сотрудничества с ним. Кадровик в первую очередь верит более «солидному» резюме, а если оно еще и отвечает всем нуждам работодателя, то оно способно сыграть решающую роль в достижении вами успеха!