Многие соискатели при составлении резюме задаются вопросом: Что писать в цели резюме и нужна ли эта графа вообще?
Важно правильно понимать смысл раздела профессиональной цели. Ошибочно было бы предполагать, что работодатели не знают для чего к ним присылают резюме и поэтому требуют писать о цели, с которой это делается. Ведь цель размещения резюме в интернете или подачи в кадровое агентство предельно ясна.
До недавнего времени в резюме было принято просто указывать название вакансии на которую вы претендуете. Однако в современном деловом мире мало указать просто название вакансии. Работодатели хотят знать о кандидате гораздо больше.
Что движет кандидатом? Почему он хочет работать именно в нашей компании? Знает ли он специфику бизнеса? Понимает ли, что компания может ему предложить в качестве карьерных и профессиональных перспектив? Это главные вопросы, которыми задается работодатель при отборе кандидатов. Частично на эти вопросы может ответить графа «цель резюме».
Важно помнить, что трудоустройство — это некоторый процесс, который имеет свою конкретную цель. Поэтому правильно было бы говорить не о цели резюме, а о цели трудоустройства как таковом. Раздел «профессиональная цель» дает рекрутеру четкое представление, что вы хотите получить от компании и что вы при этом намерены предоставить взамен.
Каждый профессионал должен иметь четкую карьерную (или профессиональную) цель, постоянно развиваться и стремиться к большему — поднимать планку. Это самый главный признак профессионала, который должен прослеживаться при описании цели.
Цель резюме — это важная часть часть документа и опускать ее ни в коем случае не следует. Грамотное описание цели в резюме способно заставить рекрутера прочитать ваш документ до конца!
Профессиональная цель описывается сразу же после шапки документа.
Для резюме, которые вы отправляете напрямую в кадровые службы работодателей, в качестве цели резюме необходимо указывать только одну конкретную позицию. А если вы рассматриваете несколько позиций — составляйте отдельные резюме под каждую из них.
Что же касается резюме в Интернете, то как правило, при публикации предлагается выбрать область деятельности и конкретную профессию либо просто указать названия вакансии на которую вы претендуете. Здесь тоже не стоит злоупотреблять — достаточно указать 2, максимум 3 области деятельности или позиции, которые вас могут заинтересовать.
Соискатели со слишком обширными интересами для работодателя представляют меньший интерес, чем специалисты более узкой профессиональной направленности, цель резюме у которых четко определена. Как уже говорилось, профессионала от посредственности отличает то, что он знает чего хочет и последовательно совершенствуется в конкретной области.
Далее мы подробно остановимся на том как описать вашу карьерную цель в резюме для прямого поиска. Поэтому прежде всего запомните основное правило описания цели в резюме:
Уровень ваших притязаний должен соответствовать тому, что вы готовы предложить работодателю как специалист.
Самая распространенная ошибка в том, что соискатели претендуют на одну должность, а дальше в резюме описывают навыки и опыт, которые не соответствуют заявленной цели. Естественно ожидать, что такое резюме будет расценено работодателем как неадекватное. Конкретный пример такого резюме подробно разобран здесь.
Все очень просто. Следует учесть, что ежедневно каждый кадровик просматривает не одну сотню резюме на несколько десятков позиций. Поэтому каждый рекрутер как можно быстрее хочет выяснить: стоит ли тратить время на чтение вашего резюме или перейти к следующему.
Hr-специалист хочет знать: кто вы, что вы хотите и какими компетенциями вы обладаете. Он ищет определенные признаки, которые позволят ему сделать вывод: Этот кандидат нам интересен.
Какие конкретно признаки ищет рекрутер? Признаки, которые непосредственно касаются открытой вакансии, а также самой компании в которую требуется специалист. Давайте разберем все на конкретном примере. Допустим вас интересует вакансия «Помощник бухгалтера».
Самое худшее, что вы можете сделать — это в разделе «Цель» просто написать: Помощник бухгалтера. Это стандартная формулировка. Она не зацепит рекрутера по двум причинам. Во-первых, это стереотип слабого резюме. Во-вторых, так и хочется спросить: «И чего дальше? Вы действительно хотите, работать именно у нас?». Создается впечатление, что соискателю «пофигу» где.
Не многим лучше будет часто встречающаяся формулировка: «Соискание должности помощника бухгалтера». Как и в первом примере отсутствует самое главное — мотивировка и конкретика.
Чтобы выделиться среди кучи посредственных резюме эту формулировку необходимо немного изменить, усилив ее конкретикой. Делается это очень просто.
Способ номер один. Необходимо узнать профиль деятельности компании. Это производственная, торговая или работающая в сфере обслуживания организация?
Многие объявления начинаются заголовком: «В производственно-торговую компанию требуется...» Допустим вас интересует вакансия в производственной компании.
Значит надо писать следующее: «Соискание должности помощника бухгалтера в производственной компании.»
Дополнительно стоит отметить, что название вакансии в описании цели должно слово в слово повторять название вакансии как оно было описано в объявлении. Это повышает соответствие резюме требованиям вакансии (так называемую «релевантность открытой позиции») и вносит больше конкретики в ваше резюме.
Плюс этого способа в том, что вы демонстрируете заинтересованность именно конкретной вакансией и компанией. В приведенном примере можно даже убрать слово «Соискание» — это и так понятно, что отбор производится по конкурсу. И написать еще проще: «Должность помощника бухгалтера в производственной компании».
Кстати, вы заметили, что в этой формулировке есть интрига? Например, если так опишет свою профессиональную цель выпускник, то у рекрутера сразу же возникнет вопрос: «А почему этот соискатель хочет стать помощником бухгалтера именно в производственной компании?» Одно это уже разогреет интерес и заставит прочитать ваше резюме до конца и позвонить вам, чтобы выяснить в чем тут дело.
Кто знаком с техникой продаж сразу поймет суть этого приема. Она основана на главном поведенческом принципе — кто задает вопросы, тот управляет ситуацией. Продемонстрированный способ — это возможность задать вопрос рекрутеру очень ненавязчиво, завладеть его вниманием и мотивировать к действию.
Кроме того, используя данную методику вы даете понять, что знаете с чем имеете дело (у вас есть опыт работы в производственной компании или вы твердо намерены его получить именно в ней). Работодатели любят соискателей, которые знают чего хотят и настойчиво движутся к цели.
Способ номер два. Этот способ очень напоминает предыдущий. Однако его особенность в том, что он позволяет акцентировать внимание на ваших профессиональных компетенциях уже в самом начале резюме.
Выберите 1-2 ключевых требования и слово в слово повторите их в описании цели, связав с названием вакансии.
Несколько простых примеров:
Как видно из приведенных примеров, требованиями являются: «разработка и проведение маркетинговых исследований», «решение транспортных задач», «оптимизация, продвижение и поддержка web-проектов».
Второй способ является очень мощным инструментом самопрезентации в резюме. Как и в первом случае, он вносит предельную конкретику в ваше резюме и позволяет произвести впечатление профессионала, который твердо уверен в своих силах.
Единственное, чего следует избегать — это многословных пафосных конструкций вроде этой:
«Соискание должности менеджера по продажам в торговой компании с целью предоставления наилучшего сервиса клиентам, улучшения показателей прибыльности и распространения известности и укрепления торговой марки компании на рынке. Профессиональное развитие и совершенствование компетенций менеджера по продажам в одной из лучших компаний.»
Разберем ошибки приведенного примера:
От подобного описания цели создается впечатление, что соискатель потерял связь с реальностью и летает где-то высоко в облаках... Давайте попробуем улучшить описанный пример, руководствуясь уже известными нам правилами.
Получится примерно следующее: «Менеджер по продажам в крупной торговой компании: повышение объема продаж, продвижение брендов компании на рынке».
Или даже так: «Увеличение объема продаж, продвижение брендов крупной торговой компании на должности менеджера по продажам».
Получилось всего две строчки в каждом варианте — совсем другое дело — сразу видно, что резюме писал профессионал!
Стоит отметить, что оба способа описания профессиональной цели универсальны. Ими может пользоваться как соискатель без опыта, так и профессионал. Выберите для себя тот, который считаете более уместным для конкретной вакансии и компании.
Позже в этом руководстве будет рассмотрен еще один прием связанный с описанием цели, который поможет дополнительно усилить ваше резюме. Он позволит еще больше увеличить соответствие требованиям вакансии. Правда им смогут воспользоваться только соискатели с опытом — молодые специалисты и профессионалы. Увы, для выпускников он будет бесполезен, как раз по причине отсутствия опыта.